Перед первым концертом фестиваля состоялась пресс-конференция. На вопросы журналистов ответили генеральный директор Северо-Кавказской государственной филармонии имени Сафонова Светлана Бережная, режиссер премьерной постановки оперы «Тоска» в Кисловодске Диего Вилли Корна из Италии, а также солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета Марика Мачитидзе и солист Академического Большого театра Республики Беларусь Юрий Городецкий.

Журналистам рассказали, что в репертуар летнего фестиваля имени Сафонова вошли шедевры гениев разных стран и эпох: Моцарта, Бетховена, Верди, Шопена, Чайковского, Малера, Рахманинова и других. Они прозвучат в исполнении музыкантов из России, Италии, Швейцарии, Белоруссии и Грузии. В рамках фестиваля с 1 июля по 5 августа в Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске и Железноводске пройдет 56 концертов. Их тематика и состав исполнителей настолько разнообразны, что могут удовлетворить любые запросы публики. Участники пресс-конференции особо выделили наиболее масштабные проекты фестиваля: исполнение первой симфонии австрийского гения Густава Малера и кисловодская премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Симфония Малера настолько сложна, требует такого большого состава исполнителей, что многим оркестрам она просто «не по зубам». Однако Академический симфонический оркестр имени Сафонова под управлением дирижера из Швейцарии, лауреата международных конкурсов Петра Никифорова взялся за это. Насколько успешно, решат слушатели 22 июля в Кисловодске.

Но, конечно же, главный «гвоздь» фестиваля – опера «Тоска». Произведение также весьма сложное и, по мнению некоторых слушателей, даже мистическое. Как рассказала Светлана Бережная, за более чем сто лет после громкой премьеры в Риме «Тоску» в России ставили только в четырех оперных театрах. Гендиректор Северо-Кавказской госфилармонии решилась на такой масштабный эксперимент, после того как во время зарубежных гастролей познакомилась с режиссером и актером Диего Вилли Корна. Он поразил ее неистовым творческим запалом, умением заражать своими идеями участников проекта. Идею постановки «Тоски» вынашивали с середины прошлого года. Диего показал журналистам толстый ежедневник, испещренный заметками и зарисовками мизансцен.

– У оперы настолько глубокий смысл, что ее надо прожить. «Тоска» полностью меняет человека изнутри. Иногда я даже боюсь этого.

Окончательно сомнения отпали после того, как к проекту решил присоединиться маститый дирижер Пётр Никифоров. Он давно живет и работает в Швейцарии. А поскольку Диего Вилли Корна родился и прежде жил в итальянской части Швейцарии, то дирижер и режиссер легко нашли общий язык. Тем более что оба в восторге от творения Джакомо Пуччини.

– «Тоска» – уникальная опера, – утверждает Пётр Никифоров. – Безумно красивая музыка иллюстрирует остро трагический сюжет.

Плоды многомесячного подвижнического труда организаторов, постановщиков и исполнителей публика сможет оценить 18 июля в историческом Сафоновском зале госфилармонии.

А открыл фестиваль концерт Академического симфонического оркестра имени Сафонова и участников телепроекта «Большая опера»: дирижера из Москвы Дениса Власенко, тенора Юрия Городецкого и сопрано Марики Мачитидзе. Более часа они исполняли произведения Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Верди, Пуччини, Гуно. После заключительного дуэта вокалистов в зале долго не стихали овации. Так что начало фестиваля удалось на славу.