«Гонка»: гонка мировоззрений в условиях рёва болидов

«Гонка»: гонка мировоззрений в условиях рёва болидов

Рецензия на фильм «Гонка» (осторожно: текст может содержать спойлеры!)

Пожалуй, одна из составляющих успеха байопика, помимо вдумчивого отношения режиссера к предмету повествования, заключается в правильном выборе этого самого предмета. Так, мир, несомненно, любит истории о парализованных людях, которые учатся писать картины ногами, потому что только ноги сохраняют подвижность на протяжении всех их непростых жизней. Мир любит истории о странных ребятах, которые отдают миру последнее ради своих странных, но благородных целей, а потом трагическиумирают от неизлечимых болезней. Мир любит трогательных негодяев, которые задают этому миру трёпку, а потом всё равно умирают от неизлечимых болезней.

А еще мир любит тех, кто по очевидной несправедливости сначала получает тяжелые увечья, едва совместимые с жизни, а потом умудряются объяснить, что даже из самой паршивой ситуации можно извлечь пользу. Мир любит неоднозначных, сложных, попеременно успешных победителей, прожигающих жизнь и ничуть о том не жалеющих. Да, вероятно, манипуляции этой любовью можно было бы посчитать проявлениями цинизма, которым, помимо самых достойных образчиков жанра, успешно кормилась целая индустрия фильмов пятого сорта, а теперь кормится нескончаемая когорта авторов посредственных мело- и просто драм. Если бы не одно обстоятельство: все эти люди действительно проживали и продолжают проживать свои удивительные жизни прямо посреди гораздо менее кинематографичных наших.

Впрочем, в случае с «Гонкой» свести все ее преимущества к одному только этому обстоятельству было бы совершенной несправедливостью. На своем месте здесь в нужных пропорциях оказалось всё: от ощущения исключительной правды, пропущенной через призму художественности, до глубины чисто символической начиненности. В итоге «Гонка» получилась сильной, эмоционально дожатой, в равной степени рекомендуемой к просмотру и тем, кто в теме, и тем, кто и близко к ней подходить не собирался. А в качестве нетрадиционной для байопика черты – наличие сразу двух до основания раскрытых и очень  разных характеров, склеенных обстоятельствами соперничества в единую биографию. И то ли согласно строго выверенным ходам, то ли просто по причине авторского чутья, «Гонка» даже в смысле структуры производит впечатление предмета исключительно цельного.

Так, сначала зритель достаточно бесстрастно наблюдает за второй половиной 70-х. Потом понимает, что к чему в индустрии гонок второй половины 70-х. А с приходом второй половины фильма до самых финальных титров познает все грани сочувствия, попутно отвечая себе на вопрос о том, какими разными, сильными, неоднозначными бывают люди, в которых мы узнаем победителей. Впрочем, чего еще можно было ожидать от плодовитого и абсолютно состоявшегося не только в качестве режиссера, но и актера, продюсера и сценариста 59-летнего Рона Ховарда, автора, как минимум, сильного «Апполона 13», неслабого «Фроста против Никсона» и массы других фильмов, которые мы знаем и любим.

Пожалуй, единственное, чего лично я не могу простить «Гонке», так это неприлично затянувшейся сцены в больничной палате, когда закрыть глаза получается, а уши — уже нет. Слабонервным и излишне чутким к чужой физической боли только и остается, что ждать скорейшей перемены места действия, которая остановит хрипы и стоны героя. А герой, вопреки всем мольбам, просит повторить жестоко обнаженную по отношению к зажатому в тиски большого экрана и громкого звука зрителя процедуру, а потом еще и пытается натянуть шлем на перебинтованную голову — такой физиологичности  встретить здесь почему-то ожидаешь меньше всего. Впрочем, и этот эффект общей картины не портит. А, быть может, даже наоборот, дополняет. В общем, обязательно посмотрите это кино, причем не обязательно на большом экране. Несмотря на оглушительный рев болидов и мощно исполненную сцену аварии, главная ставка здесь всё равно на содержании.

  • Нравится

Вы можете оставить отклик, или обратную ссылку с вашего сайта.
100х700

Оставить ответ

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир RSS
Система Orphus

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля