«Джобс: империя соблазна»: плоская жизнь Стива Джобса

«Джобс: империя соблазна»: плоская жизнь Стива Джобса

Случайно или нет, но выход в российский прокат байопика jOBS (в русском прокате к этому названию зачем-то добавили пошлющее «империя соблазна») практически день в день совпал с выходом новой операционной системы для «яблочных» устройств. Система впервые серьезно изменила дизайн, заставив массы пользователей в голос заявить чуть ли о предательстве эстетики продуктов от Apple.

Что же касается художественной переработки истории компании и ее эстетики, в самом финале «Джобса» появляется персонаж Джонатана Айва, действующего вице-президента корпорации по промышленному дизайну, который в исполнении обаяшки Джиллза Мэттхи предстает едва ли не самым положительным персонажем второго плана. По фильму, все эти годы именно Айв помнит, что такое «философия Apple», именно его вернувшийся после отлучения в компанию Джобс просит озвучить ее основные принципы и, кажется, просветляется от осознания того, что есть кто-то, кто помнит, чтит, не подведет.

Впрочем, то, что эта картина – своеобразный реверанс, рассчитанный на поклонников «яблочных технологий» (или на их ярых критиков), сомнений нет. Основные ожидания, которые прокатчики волей-неволей навязали зрителю, заключались в обещании авторов продемонстрировать публике Джобса во всей его местами неприглядной красе. Эдакий каминг-аут Джобса не только гения, но и Джобса-злодея. Впрочем, каждый, кто повертел в руках хотя бы одну биографическую книгу об основателе Apple, знают, что в этой истории глубочайших провалов и трудных, но потрясающих воображение взлетов, не последняя роль отведена неподъемно тяжелому характеру Джобса. Несдержанный, жестокий, обидчивый, истеричный, чуть что пускающий слезу, не осознающий ошибок гениальный самодур, который мог запросто оскорбить и выгнать, казалось, еще вчера преданного соратника, отдающего компании по 48 часов в сутки.

Фильм же, в отличие от свидетельств тех, кто непосредственно работал с Джобсом,  покойника то ли жалеет, то ли не знает, то ли боится перегнуть, в итоге не выполняя ни одного из обещаний, балансируя на грани гениальности и злодейства, так и не решившись продемонстрировать ни того, ни другого. Получается фильм-обещание для тех, кто о Джобсе знает только то, что тот надевал на презентации недорогие джинсы и черные водолазки, был одержим какими-то прогрессивными идеями и скончался от рака на пике популярности компании-производителя самых дорогих смартфонов в современной истории.

У тех же, кто с историей не знаком вовсе, может возникнуть другая проблема. Фильм упускает критическое количество деталей и знаковых эпизодов, без которых сюжет навсегда провисает где-то между «Джобс был грязным хиппи» и «Джобс надел деловой костюм». Исчезнувшая куда-то линия отношений с корпорацией Билла Гейтса, которая в фильме исчерпывается одним телефонным звонком, никак не отмеченное влияние, оказанное на современную музыкальную индустрию, хотя именно с презентации «айпода» начинается повествование, да и отношения с биологическими родителями, нежелание признать собственное отцовство – всё это в конечном итоге может вызвать скорее недоумение, нежели поспособствовать понимаю, «что еще за Макинтош?» эта рыба Стивен Пол Джобс.

Итог: за кадром остается главное, а именно причины, по которым Apple стала Apple, или как «гаражная» компания, совершившая многоходовый бросок в сердце Силиконовой долины, превратилась из команды самопровозглашенных борцов с наступлением «1984»-го в властителей самой вершины горы корпораций-гигантов. Джобс же в картине выглядит таким же плоским, как новая операционная система iOS7, такое новое модное направление в дизайне. Команда лучших, настоящих гаражных гениев, которых он удивительным образом умел аккумулировать вокруг себя, заставляя работать на одну и ту же цель, иной раз, кажется, выглядит объемнее самого аккумулятора. Что ж, наверное, и на том авторам можно сказать спасибо. Может быть, помимо реверанса персоне отца-основателя Apple, это стоит расценивать и как привет гикам всего мира, в каждом из которых, вероятно, затаился странный неразгаданный гений с потенциалом вышиной в гиганта амбиций самого Джобса.

P.S. Ах да, чуть не забыла: в фильме звучит отличный саундтрек. В тот самый немыслимо драматичный момент, когда Джобсу объявили о том, что он должен покинуть Apple, тот, не сдерживая слез, вернулся домой, где телефон разрывался от звонков, Джобс отвечал только самым близким друзьям. Ав полночь позвонил Бобу Дилану, своему главному музыкальному кумиру, чтобы рассказать, о том, как жестоко с ним, самим Стивом Джобсом, обошлись в его же компании. К сожалению, в фильме и этого эпизода нет.

  • Нравится

Вы можете оставить отклик, или обратную ссылку с вашего сайта.
100х700

Оставить ответ

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир RSS
Система Orphus

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля